Ваш город:

Мифы про методы, которые делают детей умнее

22 февр. 2022 г.
0
915

Большинству родителей хочется дать детям все самое лучшее. В том числе, обеспечить им качественное воспитание, а также физическое и умственное развитие. Тем более, что сейчас несложно найти педагогическую литературу, в которой изложены различные методики, в интернете есть приложения, развивающие умственные способности. Обилие доступной информации может оказать помощь в воспитании ребенка.

Мифы про методы, которые делают детей умнее

Но не все предлагаемые методики являются действенными. Научно доказано, что родители могут положительно повлиять на умственное развитие ребенка, однако к выбору способов стимуляции этого процесса нужно подходить внимательно. Есть много мифов, которые некоторые родители принимают за истину. Необходимо знать о них, чтобы не совершать ошибок.

Заблуждение 1. Детские передачи по ТВ, видеоролики сделают ребенка умнее

Согласно результатам исследований, просмотр телепрограмм ребенком в возрасте до 2-х лет негативно сказывается на его умственном развитии. Этот процесс проходит намного медленнее, чем при непосредственном общении с родителями, старшими братьями, сестрами. Младшие школьники, подростки, которые все свободное время проводят у телевизора, в интернете, значительно отстают от своих сверстников. У них бедный словарный запас, не развита речь. Пользу может принести только интерактивное обучение, в котором мозг действует. Для развития нужен процесс, включающий пробы и ошибки, телевизор, интернет таких возможностей не предоставляют.

Заблуждение 2. Дети станут умнее, если слушают музыку Моцарта

В этом мифе содержится доля истины. В 90-е годы прошлого века ученые проводили исследование, в котором изучался эффект воздействия музыки Моцарта на умственное развитие ребенка. Результаты показали, что у детей, которые слушали произведения этого композитора, IQ выше. Публикация этих сведений вызвала настоящий ажиотаж. С прилавков магазинов мгновенно исчезали диски с записями музыки Моцарта – заботливые родители ежедневно включали своим детям произведения великого композитора вместо колыбельной.

Однако последующие исследования показали, на интеллект ребенка музыкальные шедевры Моцарта не оказывают заметного влияния. Интеллект, действительно, развивается во время прослушивания музыки, оказывающей мультисенсорную стимуляцию мозга. Но это могут быть любые мелодии. Положительное воздействие могут оказывать, как классические произведения, так и джаз, поп-музыка, традиционные колыбельные и др. Научно доказано, освоение навыков игры на любом музыкальном инструменте, уроки музыки повышают IQ на 3 и более баллов.

Заблуждение 3. Умственному развитию ребенка способствует грудное вскармливание

Некоторые родители, которые верят этому мифу, уверены, что уровень интеллекта передает по наследству. То есть, с молоком матери. И это утверждение отчасти верно. Научно доказано, что у детей, которые находились на грудном вскармливании, IQ выше. Но источником интеллекта является не само материнское молоко. Положительное влияние на развитие оказывает тесная эмоциональная связь матери с малышом. Она способствует передаче интеллекта от мамы к ребенку.

Кроме того, родители, обладающие интеллектом, превышающим средний показатель на 15 и более баллов, создают среду, способствующую умственному развитию детей. Грудное вскармливание в этом процессе никакой роли не играет. Оно лишь улучшает эмоциональное состояние ребенка, укрепляет иммунитет. Стимулировать умственное развитие может интеллект родителей и благоприятная окружающая среда.

Заблуждение 4. Умственному развитию способствует обучение в престижной школе

Школа, несомненно, оказывает существенное влияние на умственное развитие детей. Но дело не в статусе учебного заведения, а в подходе к обучению и уровне интеллекта учеников. В престижных школах, как правило, формируются небольшие классы, что позволяет педагогу уделять достаточно внимания каждому ученику для качественного усвоения материала. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что подбор учителей в такие заведения проводится очень тщательно. Получить работу в престижной школе могут, как правило, специалисты самой высокой квалификации. Это также способствует более качественному обучению.

Немаловажную роль в повышении уровня IQ играет общение. Согласно исследованиям, у учеников с плохой успеваемостью результаты быстро улучшаются, если они много общаются со сверстниками, которые учатся на «отлично» и, соответственно, имеют высокий интеллект. То есть, школа может и не входит в элитную категорию, но, если в ней работают квалифицированные педагоги, а большую часть учащихся составляют дети целеустремленные, имеющие высокий уровень IQ, обучение в ней будет способствовать умственному развитию «двоечников».

Заблуждение 5. Большой размер головы свидетельствует о высоком интеллекте

Некоторые родители считают, что, если у ребенка большая голова, размеры мозга также больше, чем у других, а значит, он умнее. Это распространенное заблуждение. Ученые утверждают, уровень умственного развития зависит не от размеров мозга. Интеллект определяется содержанием серого вещества, сложностью синапсов. К примеру, объем мозга у дельфинов намного больше, чем у людей, а в мозговом веществе крыс на 1 см3 приходится гораздо больше клеток. Но по умственным способностям эти животные отстают от человека. Мозг людей работает эффективнее, что и делает их умнее. Кроме того, в голове большого размера мозг может и не иметь большого объема.

Заблуждение 6. Ребенок станет умнее, если всегда говорить ему, что он умный

Крупица истины в этом утверждении есть. Если ребенку все время говорить, что он умный, он будет стараться соответствовать такой оценке. Но есть высокий риск формирования такого негативного качества, как самовлюбленность. Ребенок может уверовать в то, что он уже самый умный, ему не нужно развиваться, прилагать усилия. Это станет причиной торможения умственного развития. Есть вероятность появления и другой, не менее серьезной проблемы. Ребенок, привыкший к тому, что родители считают его умным, будет бояться решать сложные задачи. Он не захочет рисковать, лишаться своего статуса.

Но развитию умственных способностей способствуют именно сложные задачи, в которых мозг действует в максимальном режиме. Особенно опасно использовать этот прием, если комплименты не соответствуют реальным способностям ребенка. Если внушать детям, ничем не выделяющимся среди сверстников, что они особенные и самые умные, разовьется нарциссизм.

Есть действенный способ стимуляции умственных способностей при помощи комплиментов и похвал. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты самый умный», нужно по достоинству оценивать его старания, упорство, творческий подход в решении сложных задач. Лучше похвалить его за такие качества, чтобы стимулировать интерес к дальнейшему развитию.

Особенности развития мозга

Выбрать правильную тактику стимулирования умственного развития ребенка поможет информация о том, как развивается мозг, какие для этого должны быть условия. Результаты проведенных научных исследований позволили провести аналогию между процессами развития мышц и головного мозга. Оказывается, мозги нужно тренировать также, как и мышцы. Причем делать это нужно регулярно, и при этом не «искать легких путей». Во время выполнения сложных задач, совершения ошибок быстрее расширяются, формируются нейронные связи. При успешном выполнении легких заданий таких процессов не происходит. Следовательно, для качественной тренировки мозга, и, как следствие, повышения интеллекта необходимы сложные задачи, в которых есть высокий риск неудачи.

Специалисты делят людей на две группы: с фиксированным мышлением и мышлением роста. Человек с фиксированным мышлением сосредотачивает усилия на решении простых задач с высокой вероятностью успешного выполнения. Он предпочитает оградить себя от ошибок и неудач. Люди с мышлением роста, напротив, отдают предпочтение сложным задачам, принимают вызов, предпринимают все возможные усилия для получения положительного результата. Это обеспечивает эффективное интеллектуальное развитие.

К счастью, у человека есть возможность изменить тип мышления. Есть методика, разработанная специалистами, позволяющая развить у ребенка мышление роста. Для этого нужно хвалить не его способности, а сам процесс решения задачи. Фраза: «ты самый умный» не стимулирует желание развиваться. Ребенок будет считать, что уже преуспел, не нужны лишние старания. Вызвать желание совершенствоваться сможет похвала, в которой отмечается старание, усилия, приложенные в решении задачи. Это стимулирует интерес ребенка к преодолению трудностей. Он не будет бояться ошибок и неудач, будет воспринимать их как уроки, которые помогут в следующий раз добиться успеха.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Сергей Кравцов - министр просвещения РФ
В минувший понедельник министр просвещения Сергей Кравцов заявил о том, что в рамках новых правил орфографии предлагается закрепить написание слова «Б..
С. Кравцов рассказал о новых правила орфографии
24 мая 2022 г.
0
283
В вузах РФ собираются ввести общий формат изучения истории
По информации, размещённой на официальном сайте Министерства науки и высшего образования РФ, ведомство предлагает установить общий объём часов и форма..
В вузах РФ собираются ввести общий формат изучения истории
24 мая 2022 г.
0
124
Новое движение детей и молодёжи
Группа депутатов внесла на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект закона, согласно которому предлагается организовать в стране новое общественн..
В РФ появится новое общественное движение детей и молодёжи
23 мая 2022 г.
4
268
Оставить свой комментарий

Ваш город: