Ваш город:

Естественное обучение или развитие детей глазами Джона Холта

6 нояб. 2021 г.
0
1686

Сумасшедший темп нашей жизни оказывает очень большое влияние на воспитание и развитие современных детей. Ведь сегодня родителям приходится совмещать уход за ребенком с напряженным графиком основной работы и зачастую дополнительной подработки, с графиком домашних дел, с временем, которое нужно уделить другим членам семьи и близким, а также с временем, которое нужно обязательно уделять себе (да-да, про себя родителям ни в коем случае нельзя забывать!).

Естественное обучение или развитие детей глазами Джона Холта

Кроме того, родители постоянно мучают себя вопросом: а все ли они делают для того, чтобы их ребенок развивался как можно более правильно и лучше? Может быть нужно применить не одну, а две-три-четыре методик раннего развития? Ведь их сегодня так много, и все они, несмотря на то что разные, обещаю колоссальные результаты. А может быть, лучше оставить ребенка в покое, и дать ему возможность развиваться естественным путем и насладиться беззаботным детством? А может быть совместить и то, и другое? Тем более, что можно это сделать, применяя уже проверенную временем методику Джона Холта, основанную на философии анскулинга.

Анскулинг – образовательная практика, учитывающая, в первую очередь, интересы ребенка, и предусматривающая его обучение без отрыва от семьи и на основе опыта повседневной жизни.

Кто такой Джон Холт?

Джон Холт – знаменитый американский педагог и реформатор школьной системы, разработчик альтернативных методик обучения, «отец» анскулинга и идеолог хоумскулинга.

Хоумскулинг – домашнее обучение. То есть, это форма обучения, предусматривающая получение ребенком образования на дому, без посещения общеобразовательной школы.

В свое время Джон Холт, который родился в 1923 году, получил среднее образование в таких элитных школах, как швейцарская школа-интернат Le Rosey и Академия Филлипса в Экстере (США). А затем он получил высшее образование в Йельском университете по специальности… нет-нет, не педагогика, а промышленная инженерия.

Во время второй мировой войны Джон Холт служил в подводном флоте США и принимал участие в боевых действиях, за что был награжден боевой ленточкой. После окончания войны, он работал в международной организации «Объединенные мировые федералисты», которая стремилась создать единое всемирное правительство.

В 1953 году Джон Холт устроился на работу в частную школу Колорадо, где он работал школьным поваром – и это стало началом его педагогической карьеры. В дальнейшем, он получил должность учителя математики и второго языка. И в процессе своей преподавательской деятельности существенно разочаровался в школьной системе образования. А поняв, что реформировать существующую школьную систему невозможно, начал защищать домашнее обучение.

Как результат, уже в 1971 году Джон Холт основал компанию «Холт Ассошиэйтс», основной целью которой стало распространение информации об альтернативных методиках обучения. А в 1977 году им был учрежден журнал «Растем без школы».

Чем отличается Джон Холт от большинства других исследователей в сфере педагогики и детской психологии? В первую очередь, тем, что он, не имея педагогического образования, наблюдал за детьми в естественных условиях полной свободы, когда их не контролировали родители и учителя, как бы со стороны. И в результате своих наблюдений он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей.

Особенности методики Джона Холта

По мнению Джона Холта, которое основано на его личных наблюдениях, в школах не столько обучают, сколько учат любыми способами находить правильные ответы. В результате, учителя оценивают не реальные знания учеников, а их способность создавать видимость этих самых знаний. В свою очередь, ученик не получается удовлетворения от того, что он правильно выполнил задание. Он всего лишь чувствует облегчение от того, что ему не нужно больше думать о выполнении этого задания.

Чтобы ребенок смог добиться успехов и при этом гармонично развивался, Джон Холт настоятельно советует родителям, если нет возможности полностью перейти на домашнее обучение, хотя бы как можно больше уделять внимание своим детям. Читать с ними, разговаривать, играть, гулять, готовить, убирать, ремонтировать и т.д. То есть, полностью вовлекать детей в повседневную жизнь, не ограждая от взрослых (по мнению самих взрослых) занятий. И при этом принять во внимание такие факты:

  • Дети учатся не потому, что им эти знания понадобятся в будущем. Их интересует то, что происходит «здесь и сейчас», а не то, что будет происходить когда-то. При этом они не считают, что учатся – они просто делают те или иные вещи.
  • Дети учатся, повторяя действия окружающих их людей. Например, если родители ежедневно читают ребенку интересные книжки, он быстрее начинает читать, потому что понимает – это интересное занятие.
  • В процессе обучения ребенок переходит от общего к конкретному, а не наоборот. Например, если ребенок учится чистить зубы, то он пытается выполнить сразу все действие, а не по частям. То есть, он не учится сначала держать зубную щетку, потом открывать рот, а потом наносить зубную пасту на щетку. Он просто берет и чистит зубы. Да, сначала может быть неумело, но сразу все действие в целом, а не по частям.
  • Дети всегда учатся на своих ошибках. При этом они сами замечают свои ошибки и стремятся их исправить. Родители, которые из лучших побуждений указывают ребенку на его ошибки, на самом деле оказывают ему «медвежью услугу». Таким образом, они дают понять ребенку, что он не может самостоятельно справится с заданием, а вот они, родители, могут сделать это намного лучше.
  • Фантазия помогает детям познакомится с тем, что они не могут испытать на практике. Например, маленький ребенок не может самостоятельно приготовить себе кушать. Однако играя с игрушечной плитой и детской посудой он представляет себя известным шеф-поваром. Такие фантазии мотивируют ребенка больше узнавать про те или иные продукты и про способы их приготовления.
  • Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели, на основе которых они осваивают новые навыки. А поскольку умозрительные модели построены на основании собственного опыта, они намного сильнее мотивируют ребенка, чем уговоры взрослых. То есть, стремление познавать окружающий мир должно исходить от самого ребенка, а не навязываться взрослым из ближайшего окружения.

Как интегрировать естественное обучение в систему образования

Очень многие дети не любят ходить в школу потому, что там ограничивается их свобода. А свобода – это самая главная ценность любого человека, даже если он еще очень маленький. Поэтому и родители, и учителя должны уважать свободу детей.

В ходе своих исследований Джон Холт очень часто задавался вопросом: что должны делать учителя, чтобы их работа стала более эффективной? И он нашел ответ на этот вопрос.

Учитель, который хочет сделать свою работу максимально эффективной должен создать в классе свободное пространство (как в физическом, так и в интеллектуально-эмоциональном плане), в котором ученики будут себя чувствовать легко и комфортно. Педагоги должны знать своих учеников. Причем не благодаря личным делам, которые чаще всего заполняются формально, а на основе своих личных наблюдений и анализа действий школьника.

Среди основных причин неуспеваемости школьника Джон Холт называет:

  • страх быть наказанным из-за неудовлетворительных оценок и в результате потерять статус успешного ребенка.
  • скуку, которая во многом вызвана современной школьной программой, где общие задания разделены на компоненты, которые и изучаются школьниками. А ребенок, как мы упоминали выше, в ходе обучения переходит от общего к конкретному, а не наоборот.
  • бессмысленность и бессистемность школьных познавательных материалов

Нужно понимать, что желание посещать школу во многом зависит не только от учителей, но и от родителей. В частности, дети наверняка не будут испытывать желание идти в школу, если родители остро реагируют на неудовлетворительные оценки своих детей, провоцируя у них тем самым чувство страха, и стремление избежать неприятных моментов.

А еще, в ходе своих наблюдений и исследований, Джон Холт пришел к выводу, что современная школьная система совершает колоссальную ошибку, отделяя детей от взрослых и от повседневной жизни. По его мнению, самая лучшая школа – это гуща событий, которые происходят каждый день вокруг нас.

Источники изображений: pepschoolv2.com

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
27
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1012
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1394
Оставить свой комментарий

Ваш город: