Некоторые родители беспокоятся: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете. Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?
Стремительно заканчивается лето. На улицах городов по августовской традиции открываются школьные ярмарки, напоминающие о том, что скоро детвора вновь сядет за парты. Родители начинают заготавливать одежду и новенькие, пахнущие типографской краской, канцтовары, портфели – скоро в школу. Все сказанное – приятная часть суеты, связанная с подготовкой ко Дню Знаний.
Но у каждой медали есть обратная сторона, и хлопоты, которые можно уверенно считать праздничными, у некоторых родителей сопровождаются беспокойством: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете.
Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?
Как вернуть ребенка из состояния летнего релакса и настроить на рабочую волну?
Можно ограничиться одним простым советом: успокойтесь. Но вряд ли это поможет успокоиться родителям, которые ждут от своего чада новых побед в олимпиадах, гордятся оценками сына или дочери больше, чем спортсмен олимпийской медалью. Попробуем сформулировать короткое практическое руководство:
Прекратите паниковать, уважаемые товарищи взрослые! Ситуация – абсолютно типичная, повторяющаяся из года в год, с тех пор, как появилась первая школа и первые ученики. Вы точно также вели себя, примерно, лет десять тому назад, но забыли об этом. Вспомните себя, чего хотелось в детстве в такие моменты? Такая параллель поможет, хотя бы, понять состояние ребенка.
Не можете вспомнить картины из собственного детства? Подумайте о том, как не хочется после отпуска возвращаться на работу. Жизнь по будильнику, по расписанию, после длительного отдыха, не нравится ни детям, ни взрослым. Это – объединяющий фактор для детей и родителей. Напряженный трудовой или учебный год вызывает естественную реакцию торможения. Разница состоит только в том, что взрослые уже понимают, что такое ответственность, а в ребенке это качество только предстоит воспитать.
Самое главное, ни в коем случае не показывайте детям свою обеспокоенность его легкомысленным отношением к учебе. Тревога родителей у младших школьников может вызвать совершенно нежелательную трансформацию: "Мама с папой боятся школы – там есть что-то неприятное и пугающее – я тоже не хочу в школу".
Не пугайте малыша. Сходите на школьную ярмарку вместе, а по пути расскажите, как это все было в вашем детстве. Говорите все, не стесняйтесь, постарайтесь быть очень искренними. Дома возьмите новенькие тетрадки и устройте соревнование по каллиграфии – от соревнования не откажется ни один ребенок.
Старшеклассники (подростки), заметив "слабость" родителей могут проявить "бунтарский дух", который заключается в философии: "Не потому что, а – вопреки и назло, даже себе". Главное кредо подросткового бунтарства – желание обратить на себя внимание, настоять на своем и похвастаться этим перед сверстниками. Не забывайте об этом, не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации.
Решение проблемы – искренность, неподдельный интерес к увлечениям ребенка, паритет во взаимоотношениях: ни в коем случае не используйте авторитарные методы и не "продавливайте" свои требования.
Договаривайтесь: играем в футбол – потом идем вместе(!) заниматься. Но помните, что договор ни в коем случае не означает материальный подкуп – ребенок должен знать, что учится он только для себя. "Признайтесь" что, если бы в школе хорошо изучали геометрию, то сейчас могли бы иметь зарплату в два раза больше, что и сейчас не поздно заняться ее изучением, но некому помочь и объяснить, нет времени или лишних денег на частные уроки. Попросите помощи – родители всегда знают, какой предмет нужно "подтянуть" ребенку. Корректируйте пример по ситуации.
Второй вариант: "Я консервирую огурцы. Ты не помнишь, как посчитать процентное содержание уксуса? Помоги посчитать, я не могу отойти от плиты, а мне нужно срочно это узнать". В быту всегда можно найти ситуации, когда необходимо применить школьные знания, или восполнить пробелы применительно к ситуации: удалить жирное пятно, почистить утюг, починить розетку – все эти задачи из школьного курса физики, химии, математики или биологии. Это способ поможет косвенно заняться повторением пройденного материала, привить ребенку трудовые навыки. Но нужно обязательно подчеркивать, что нуждаетесь в помощи ребенка, как равного члена семьи.
Воспитывайте детей личным примером. Никогда не забывайте, что они рядом и "копируют" своих родителей. Дети считают себя взрослыми и хотят, чтобы к ним относились, как к равным. Если родители смотрят телевизор, а ребенка заставляют читать книгу – положительного результата не будет.
Школьная программа построена таким образом, что всегда обнаруживается межпредметная связь. Сходите с ребенком на выставку, в планетарий, обсудите места, где он почерпнет новую информацию и у него возникнут вопросы. Обсудите увиденное, заметив вскользь, что больше информации на эту тему можно найти в учебнике.
Летом не нужно усаживать детей за парты, заставлять выполнять домашнее задание. Даже без школьных учебников можно развивать у ребенка интерес к знаниям, стараться постоянно создавать ситуации, когда у школьника возникнет желание найти ответ на вопрос, а взрослому останется только подсказать, где можно найти интересующую информацию. Не страшно, если ребенок будет изучать материал "не по теме", главное, что он будет учиться, будет узнавать то, что ему интересно, а это рано или поздно пригодится.
Каждый родитель знает своего ребенка, и сможет найти, при желании, для него интересные объекты для самостоятельного изучения. Импровизируйте, моделируйте ситуации, чтобы постоянно поддерживать интерес к знаниям.
Несколько слов о биоритмах
Биоритмы – категория физическая, и напрямую не имеет отношения к педагогике, но этот фактор необходимо учитывать. Если ребенок все лето находился в состоянии "свободного полета" - просыпался и ложился спать, когда хотел, то начать организацию "рабочего" режима дня нужно не позднее двух недель до начала занятий, чтобы организм успел привыкнуть к учебному графику.
Первого сентября, когда вновь начнутся ежедневные умственные нагрузки, на фоне хронического недосыпания, весь летний отдых окажется неэффективным, что может привести к снижению внимания на уроках, быстрой утомляемости. Позаботьтесь и о восстановлении режима дня. Хотя, конечно, лучше его никогда не нарушать без уважительных причин.